С 9:00 до 18:00

+7 (499) 258-01-10

Лицензия на ЭПБ: ложка меда после бочки дегтя

После того, как 28 мая 2015 года российским правительством было утверждено постановление об изменении регламента проведения аттестации экспертов в области ЭПБ, соискателям и лицензиатам лицензии РТН на оказание услуг в этой сфере довелось пережить немало неприятных моментов. При этом если одни из них ограничились только небольшими внутренними проверками документации своих сотрудников, то для некоторых проблема переросла в вынужденное приостановление деятельности до прохождения кадрами новой аттестации, включающей квалификационный экзамен. 

Именно этот компонент новой аттестационной процедуры стал ключевым барьером для большинства компаний и организаций, так как его первоначальные условия, обозначенные в вышеуказанном документе, оказались практически невыполнимыми для подавляющего большинства экспертов. В частности, по результатам первого экзамена ни одному претенденту не удалось справиться со всеми 200 вопросами первого этапа. Такие данные стали поводом к двояким суждениям. С одной стороны, можно считать, что существующая до этого подготовка экспертов ЭПБ не соответствовала необходимому уровню. С другой стороны, вполне напрашивался вывод о завышенных требованиях к соискателям на категорию.

Результатом подобной ситуации оказался резкий рост дефицита на услуги по проведению ЭПБ. Многие лицензиаты, имеющие в своем штате высококвалифицированных экспертов, которые по каким-либо причинам не сдали (или еще не успели сдать) квалификационный экзамен, временно оказались "за бортом" конкурентной борьбы. Таким образом, возникла реальная угроза монополизации услуги ЭПБтеми компаниями, которые успели вскочить "в последний вагон", пройдя успешную аттестацию своих экспертов. Понимая, сложность и опасность сложившейся ситуации, представители регулирующего органа (РТН) приняли решение о внесении ряда поправок к новой процедуре аттестации, которые стали своего рода "ложкой меда в бочке дегтя, обрушившейся на лицензиатов и соискателей лицензии ЭПБ". Такими решениями стали следующие реформы, на которые непременно следует обратить внимание при подготовке к аттестации:

  1. Создание специальной службы оперативного реагирования, вносящей изменения в существующие экзаменационные вопросы, в связи с принятием новых постановлений и законодательных документов, а также с утратой актуальности каких-либо из них.
  2. Составление перечня областей деятельности, для которых требуется аттестация экспертов в областиЭПБ.
  3. Дифференциация экзаменационных вопросов по отраслям деятельности, в которых аттестуются эксперты.
  4. Увеличение объема времени, выделенного на прохождение первого экзаменационного этапа (теперь на компьютерное тестирование отводится 2 часа 30 минут).
  5. Возможность пересдачи второго этапа, заключающегося в решении ситуативных задач, без обязательного повторного компьютерного тестирования.
  6. Право на обжалование экзаменационных результатов с предоставлением обоснованных доводов (с этой целью эксперты имеют возможность получить в выбранном ними формате перечня вопросов тестирования, на которые они предоставили неверные ответы, и нерешенных ситуативных задач).

Сюда же можно добавить ряд решений, связанных с физиологическими особенностями соискателей. В частности, каждый из них имеет право на выбор места в аудитории, где проводится экзамен, а также на выбор размера шрифта и других графических параметров.

Результат таких нововведений значительно повлиял на текущую ситуацию. На конец июня 2016 года уже около тысячи экспертов успешно сдали квалификационный экзамен. Более того, уже были зафиксированы случаи, когда экспертам, подававшим заявление на третью категорию, благодаря "перевыполнению" установленной нормы в 170 правильных ответов на первом этапе, предоставлялась возможность пройти следующие этапы экзамена. Будем надеяться, что в дальнейшем ситуация еще больше исправиться, и уже в ближайшее время решится проблема долгих очередей на проведение экзамена.