С 9:00 до 18:00

+7 (499) 258-01-10

Лицензия Росприроднадзора: вопрос отчуждения отходов остается спорным

Лицензия Росприроднадзора на отходы является довольно распространенным разрешительным документом в сфере надзора над обеспечением экологической безопасности. Этот документ выдается уже более пятнадцати лет, и охватывает все виды работ, осуществляемые с производственными отходами 1 - 4 классов опасности. Данная сфера лицензирования всегда являлась одной из самых стабильных и не вызывающих у лицензиатов или соискателей вопросов. Однако в 2012 году в ней произошел ряд изменений, регулируемых ФЗ №93 от 25.06.2012. Эти обновления внесли некоторые коррективы в перечень направлений деятельности, требующей лицензирования Росприроднадзора. О том, какие именно изменения были внесены, а также какую проблему они повлекли за собой, пойдет речь далее.

Отмена лицензирования отдельных видов деятельности и тупиковая ситуация для партнеров

Выше приведенный закон упразднил обязательное лицензирование для тех физических и юридических лиц, которые осуществляют сбор, использование и транспортировку опасных производственных отходов 1 - 4 классов. При этом лицензии остались актуальными для размещения (захоронения) и обезвреживания таких отходов. С одной стороны подобные меры, принятые правительством, вполне разумны и объяснимы. Таким способом, регулирующие органы стараются привлечь как можно больше транспортных компаний к участию в работе по сбору и вывозу отходов, представляющих собой экологическую опасность. Схема проста: перевозчики сами организовывают сбор и вывоз, находя лицензированные компании, которые занимаются обезвреживанием или захоронением. 

Тем не менее, если ранее подобная схема работала безотказно, то сейчас, после того как для транспортирования и сбора отходов лицензия уже не требуется, в ней появилось одно очень слабое, с юридической точки, зрения звено. Дело в том, что ранее все три участника процесса являлись лицензиатами Росприроднадзора. Теперь же для среднего звена, то есть транспортной компании, наличие такого документа совершенно не обязательно. Действительно, зачем тратить собственное время и средства на получения разрешительного документа, который не требуется существующим законодательством? 

Однако здесь в очень скользкой ситуации оказывается первый участник процесса, а именно производитель опасных отходов. Согласно еще более раннему ФЗ №89 от 24.06.1998, этот участник сделки, отчуждающий отходы транспортной компании, формально остается ответственным за их дальнейшую судьбу. Попросту говоря, если перевозчик окажется не совсем добросовестным, и самостоятельно осуществит обезвреживание или захоронение полученных опасных отходов, то производитель понесет такую же ответственность, как и прямой нарушитель. 

Иными словами, уже на протяжении 4 лет все сделки подобного рода основаны на обычном доверии, и являются рискованными. Поэтому производитель отходов, действующий полностью на законных основаниях, рискует оказаться в довольно неприятном положении. На данный момент регламент процедуры отчуждения отходов все еще остается открытым. Следовательно, без поддержки квалифицированных юристов не стоит заниматься самостоятельным решением этого вопроса.