С 9:00 до 18:00

+7 (499) 258-01-10

Лицензирование для геодезистов и картографов: новый закон, новые вопросы

С 1 января 2017 года на территории РФ вступит в силу ФЗ №431 "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который затронул вопросы лицензирования в данной сфере. На первый взгляд, статья 29 нового закона, посвященная внесению изменений в ФЗ №99 "О лицензировании отдельных видов деятельности", четко и ясно определяет все формулировки, связанные с направлениями деятельности, которые подлежат и не подлежат лицензированию. 

Однако при детальном анализе принятых изменений, что довольно часто наблюдается в современной практике, обновленное законодательство может быть по-разному истолковано юристами, в зависимости от ситуации. Причиной разных толкований является ряд несоответствий намеченных изменений с другими существующими законами и законодательными актами, одним из которых является непосредственно ФЗ №99, в который эти изменения будут внесены. Рассмотрим, в чем заключаются новые требования, которые вступят в силу в следующем году, а также какие погрешности допущены в процессе разработки законопроекта и требуют особого внимания юристов при ведении дел, связанных с лицензированием в сфере геодезических и картографических работ.

Суть изменений

Изменениям в существующем ФЗ №99 подвергся пункт 42 главы 2 статьи 12, в котором определены основные виды деятельности в области геодезических и картографических работ, требующие лицензирования. В частности, из этого списка исключаются работы, проводимые военнослужащими Вооруженных Сил РФ, направленные на укрепление обороны страны и защиту государственных границ, а также градостроение кадастровая деятельность и недропользование. Помимо исключенных направлений деятельности, сюда добавлен расширенный список видов работ, которые ранее не входили в список обязательных для лицензирования. 

Законопроект принят - пробелы не заполнены

Следует подчеркнуть, что, внося изменения в указанный выше пункт, разработчики законопроекта проявили высокий профессионализм и не упустили мельчайших деталей, которые не были учтены в текущей версии ФЗ №99. Однако, сконцентрировав свое внимание на видах деятельности, они совершенно забыли (или, по какой-либо причине, не сочли необходимым) о том, что в существующем законодательстве имеется ряд недочетов по формулировкам и определениям, о которых уже давно говорят эксперты.

Напомним, что основная недоработка действующего варианта закона заключается в требованиях к техническому обслуживанию криптографических средств и защите конфиденциальной информации. В первом случае, если деятельность осуществляется исключительно для собственных нужд юридического лица, то она освобождается от лицензирования. Во второй же ситуации такое исключение отсутствует. Таким образом, законодательные органы могут легко манипулировать этим пунктом в собственных интересах, определяя по своему усмотрению, является техническое обслуживание криптографических средств защитой конфиденциальной информации или нет. 

Этот недочет совершенно упущен в новом законе, который вступит в силу в 2017 году. Таким образом, как ранее, так и теперь, единственным вариантом принятия верных решений предпринимателями, чья деятельность связана с геодезией и картографией, остается поддержка квалифицированных юристов.