С 9:00 до 18:00

+7 (499) 258-01-10

Лицензирование МЧС: системе необходимы реформы

Одним из обязательных требований к строительству практически любого здания или сооружения, на которых применяются элементы, имеющие отношение к монтажу и сервисному обслуживанию систем предотвращения и тушения пожаров, является наличие лицензии МЧС. Последние законодательные проекты в данной сфере были приняты в 2011 и 2012 годах. Однако за прошедший с этого времени год произошел целый ряд изменений в ряде других смежных законов и постановлений, что в различной степени отразилось на требованиях к соискателям и лицензиатам данного документа. Таким образом, в самой процедуре лицензирования МЧС и в осуществлении контроля над деятельностью организаций и предприятий со стороны регулирующего органа появились некоторые несоответствия и недоработки. Приведем основные положения, которые, по мнению экспертов, представляют собой веские доводы в пользу неотложности реформирования системы.

Государственная пошлина и административная ответственность по вопросам лицензирования МЧС 

Согласно действующему законодательству, сумма госпошлины за предоставление лицензии МЧС составляет 7500 рублей (НКРФ п.1, ст. 333.33). При этом минимальная сумма штрафа для физических лиц, осуществляющих деятельность по монтажу, сервисному обслуживанию или ремонту противопожарных систем без наличия лицензии МЧС не превышает 2500 рублей. Более того, поводом к привлечению предпринимателей к административной ответственности может послужить только жалоба пострадавших клиентов. 

Такая жалоба подается либо в письменном виде в региональные представительства министерства, либо на официальном портале МЧС через специальную форму. Порядок досудебного и судебного рассмотрения подобных жалоб представляет собой достаточно длительную и сложную процедуру, обремененную мощным бюрократическим аппаратом. При этом фактически жалоба подается не только на лиц, осуществляющих незаконную деятельность, но и на самих представителей МЧС, не выполнивших обязанности по контролю над такой деятельностью. Естественно, этот фактор еще больше усложняет процедуру, так как "сдавать своих" не присуще славянскому менталитету, и ответственные лица в министерстве сделают все возможное, чтобы не дать ход делу.

Напрашиваются вполне логичные выводы о том, что мелким предпринимателям, уверенным в своей квалификации и качестве выполняемых работ, гораздо легче оказывать услуги клиентам без получения лицензии МЧС в обход законодательных норм. Без жалобы контролирующий орган практически никаким образом не сможет получить информацию таких нарушениях, так как в официальных документах могут быть отмечены только общие строительные работы. Что касается суммы штрафа, которая по своему размеру втрое ниже суммы госпошлины, то, учитывая значительное падение курса рубля в последние годы, этот показатель вообще не является преградой для самых мелких предпринимателей.

Таким образом, исходя из той ситуации, которая описана в этой статье, система лицензирования МЧС требует существенных изменений. При этом, как считают специалисты, реформы необходимы практически по всем направлениям в данной категории.