CPO в области промышленной безопасности

Уже  не один год в России продолжаются дискуссии о целесообразности введения СРО в промышленной безопасности, причем мнения высказываются самые разнообразные. Идея введения саморегулирования в  промышленной безопасности представляется ряду специалистов нецелесообразной и даже опасной. Так как речь идёт о деятельности, связанной с монтажом, изготовлением, ремонтом и обслуживанием технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, а также о проведении экспертизы промышленной безопасности и подготовке персонала, осуществляющего эксплуатацию на опасных производственных объектах в необразовательных учреждениях (статья 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Попытки создать нормативный акт, регламентирующий деятельность СРО в области промышленной безопасности, осуществляются с 2010 года.

На данный момент бизнес-сообщество разбилось на два лагеря: тех, кто вступил в СРО и тех, кто вступать в СРО не хотят. Создание саморегулируемых организаций в России стало возможным после принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ, на основании которого в настоящее время осуществляется обязательное саморегулирование в строительной отрасли, в области энергетических исследований, теплоснабжении и т.д. Лицензирование этих видов деятельности отменено, а контрольные функции переложены с Государства на СРО, т.е. непосредственно на участников рынка. Ростехнадзору поручено осуществлять государственный надзор за деятельностью СРО. Данные меры стали одним из промежуточных итогов административной реформы Российской Федерации в 2006–2010 гг.

Результатом передачи полномочий СРО должен был стать существенный антикоррупционный эффект, снижение административного прессинга на бизнес, также предполагалось, что СРО не позволят проникнуть на рынок недобросовестным компаниям.

Самый значительный опыт по работе института СРО имеется  в строительной отрасли. С 1 января 2010 года лицензии Ростехнадзора прекратили действия, а для осуществления деятельности в сфере строительства необходимо получать свидетельство о допуске от СРО -  документ, удостоверяющий соответствие фирмы требованиям, которые выдвигаются к конкретному виду работ. В настоящее время ситуация с СРО в России неоднозначная.

Так, в строительной отрасли создаются чисто «коммерческие» СРО, существующие  за счет членских взносов, создают которые люди, порой далекие от строительства.  Такие СРО, созданные ради наживы, дают возможность недобросовестным компаниям просто-напросто покупать допуски к отдельным видам работ. А ведь самая главная задача, возлагаемая на СРО – это обеспечение добросовестного и качественного выполнения работ. Стоит отметить, что еще ни одно недобросовестное СРО не лишилось своего статуса с начала существования саморегулирования в России!

Имеются также СРО, созданные при поддержке административного ресурса отдельных  чиновников, чаще отставных, заинтересованных в контроле над отраслью. В результате  возникла новая негосударственная бюрократическая система из отставных чиновников,  управляемых крупным бизнесом. 

Ещё один тип СРО - объединение крупных игроков - клубы по интересам. Сформировались вокруг значимых заказчиков, в частности СРО Железнодорожных строителей, строителей в нефтяной, газовой сфере; СоюзАтомСтрой в атомной сфере. Таким образом, получается монополизация  строительного рынка в конкретной отрасли. При этом вопреки действующему законодательству они не заинтересованы в принятии новых участников.

Получается, что идеальный вариант – это  СРО, созданные для улучшения качества услуг и для реальных участников рынка, заинтересованные вместе с тем в наибольшем количестве своих участников и в продолжительности существования самой организации. Следовательно,  отбирающие  только добросовестных  кандидатов и использующие  всевозможные меры для поддержки своих  членов вкупе с коллективной материальной ответственностью перед заказчиком. Такое СРО в состоянии создать только сами участники рынка, однако, они на себя такую ответственность брать не хотят и продолжают играть по правилам, которые им навязываются со стороны.  К сожалению, российские реалии таковы, что на рынке практически не существует «идеальных» СРО и говорить о существовании полноценного института саморегулирования пока не приходится.

Из опыта работы СРО в строительстве становится понятно, что саморегулирование отнюдь не решает  основных проблем отрасли, но процесс на уровне государства запущен  и возврат к прежней системе лицензирования едва ли возможен.

Введение системы саморегулирования в промышленной безопасности  видится со стороны Государства как способ решения многих проблем.  Ожидается, что передача  ряда  полномочий Ростехнадзора участникам рынка на основе саморегулирования, позволит внедрить более высокие и жесткие стандарты и приведет к росту качества услуг, приведет к повышению престижа СРО. Только невыясненным остается вопрос: Какими механизмами можно этого достигнуть и будет ли использован опыт СРО в строительстве?

Считается,  что механизмы саморегулирования  в отрасли промбезопасности заработают  после внесения надлежащих  изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В настоящее время в Государственной Думе проходит процедуры, необходимые для принятия,  внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иные законодательные акты Российской Федерации».

Пока законопроект не принят, вопрос о целесообразности института саморегулирования  и о  последствиях его введения  в области промышленной безопасности  остается открытым.

БУДНИ С 9:00 ДО 19:00
Офис в Москве
Новорязанская, д. 18, корпус 14
Консультант

+7 (495) 225-15-85

закажите звонок
наш сотрудник перезвонит, бесплатно
и наш сотрудник свяжется
с вами в удобное для вас время
расчет стоимости
узнайте стоимость услуги и
получите коммерческое предложение
займет 3 минуты

Спецпредложение!!!

ТОЛЬКО ДО 31 ОКТЯБРЯ

При оформлении допуска на особо опасные объекты сертификат ИСО в подарок.

БУДНИ С 9:00 ДО 19:00
Офис в Москве
Новорязанская, д. 18, корпус 14
Консультант

+7 (495) 225-15-85

закажите звонок
наш сотрудник перезвонит, бесплатно
и наш сотрудник свяжется
с вами в удобное для вас время
расчет стоимости
узнайте стоимость услуги и
получите коммерческое предложение
займет 3 минуты