- Главная
- Вступить в СРО
- НРС/НОК
- Атомная лицензия
- Все для ОПО
- Аттестация
- Статьи
- О компании
- Новости
- Отзывы
Время работы офиса:
понедельник-четверг: 8.00-18.00
пятница: 8.00-17.00
Телефон: +7 (495)151-14-89
E-mail:protos.consulting@gmail.com
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Старая Басманная, д.7, стр.2
На машине:
Двигайтесь по внешней стороне Садового кольца по ул. Садовой-Черногрязская до дома №13/3, въезд через арку.
Пешком:
от станции метро Курская.
Выход №1 из метро Курская (кольцевая) на ул. Земляной Вал. Поворот направо по внешней стороне Садового кольца около 700 м. После магазина Азбуки вкуса поворот в арку. Вам нужно здание с белыми колоннами и белой лестницей.
от станции метро Красные ворота.
Выход №1 из метро Красные Ворота на ул. Садовая-Черногрязская. Нужно перейти садовое кольцо и двигаться прямо по ул.Садовая-Черногрязская до дома №13. Перед магазином Азбука вкуса поворот в арку. Вам нужно здание с белыми колоннами и белой лестницей.
+7 (495)151-14-89
- Главная
- Статьи
-
21 октября 2024 г.
Подготовка и уровни квалификации НОК -
16 мая 2024 г.
НОК 2024: Важные изменения в части прохождения независимой оценки квалификации для работы на опасных производственных объектах -
8 апреля 2024 г.
Требования к членам СРО: изменения -
22 марта 2024 г.
Перечень документов для регистрации ОПО
Немного об истории возникновения СРО
Основы перехода от лицензирования к саморегулированию в Российской Федерации были заложены ещё в начале XXI века. Первыми шагами отказа государства от разрешительных и контрольных функций в ряде отраслей стали административные преобразования, проводимые в первой половине “нулевых”. Можно выделить следующие основные концепции реформ:
- уменьшение административного давления на бизнес;
- дебюрократизация экономики;
- повышение эффективности регулирования предпринимательской деятельности.
К концу 2005 году на строительном рынке сложилась печальная ситуация. Ответственным за выдачу строительных лицензий был Федеральный лицензионный центр, более тысячи сотрудников которого к этому времени выдали более 240 тысяч лицензий. Естественно, контролировать всю эту массу лицензиатов было невозможно. В связи с этим всё большее распространение получило получение лицензии на один объект. Любая строительная компания, формально соответствовавшая требованиям, оформляла лицензию, в лучшем случае строила объект и исчезала по завершению строительства. В результате ответственность за качество произведенных работ не нёс никто.
Всё это привело к закономерному снижению качества объектов. Запредельный уровень коррупции и высокие накладные расходы (ФЛЦ работал в Москве, компаниям с других регионов России приходилось направлять сотрудников в длительные и дорогостоящие командировки) полностью дискредитировали саму идею контроля строительной отрасли государством с помощью выдачи лицензий.
Весной 2005 года в Совете Федерации был проведен “круглый стол”, в ходе которого главный идеолог введения института саморегулирования в РФ депутат Государственной Думы, председатель Комитета ГД по собственности Виктор Семенович Плескачевский обозначил основные тезисы концепции саморегулирования в области строительной деятельности.
Смысл нововведений заключался в единой субсидиарной ответственности строителей - членов одной общественной организации за результаты деятельности каждого. Подобный тип общественных организаций было предложено называть “саморегулируемые организации”, так как они должны были осуществлять самостоятельный общественный контроль деятельности своих членов.
Этапы перехода к саморегулированию в строительстве
Виктор Плескачевский вместе с командой единомышленников разработал и подготовил Федеральный закон № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях” от 1 декабря 2007 года, который вступил в силу 17 декабря 2007 года.
Следующим этапом в переходе к саморегулированию в строительстве стало принятие Государственной Думой Федерального закона N 148-ФЗ от 22 июля 2008 года “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вступивший в силу летом 2008 года. Если в 315-ом Федеральном законе были сформулированы общие принципы института саморегулирования в строительстве (СРО в строительстве), то 148-ой Федеральный закон ввел в законную силу правила, по которым должны создаваться и существовать саморегулируемые организации в строительной отрасли (СРО строителей).
Выдача строительных лицензий была прекращена 1 января 2009 года, и их действие прекратилось с 1 января 2010 года.
С этой даты юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительную деятельность, должны иметь свидетельства о допуске к работам, выданные некоммерческим партнерством, которому присвоен статус строительного СРО.
Ответственным за функционирование саморегулируемых организаций было назначено Министерство регионального развития, возглавляемое в то время В.Ф. Басаргиным. Непосредственный контроль за деятельностью СРО в строительстве и ведение реестра саморегулируемых организаций с тех пор осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Ключевым моментом в истории саморегулирования в строительстве стала публикация приказа Министерства регионального развития № 274 от 9 декабря 2008 года “Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”.
В приложении к этому документу был приведен перечень работ, выполнять которые без допусков СРО строительные организации не имели право. И хотя ситуация для строителей начала проясняться, данный перечень видов был далеко несовершенен. Так, в него входило большое количество работ, фактически не влияющих на безопасность объектов капитального строительства, зачастую выполняемых строительными организациями, относящимися к малому и среднему бизнесу, для которых разовый взнос в компенсационный фонд в 300 000 рублей был очень ощутимым.
О перечне работ, требующих допуска в СРО
В приказе не были отражены работы по организации строительства, выполняемые генеральным подрядчиком, а также работы по строительному контролю за строительством. Таким образом, исходя из сложившейся ситуации и заказчик, выполняющий строительный контроль, и генеральный подрядчик, осуществляющий организацию строительства, могли работать без каких-либо разрешительных документов.
В долгосрочной перспективе этот законодательный промах мог привести к очень серьезным проблемам, так как лицом, непосредственно отвечающим за качество строительства, могла быть любая организация без соответствующего персонала, опыта работы и материально-технической базы.
Несомненным достоинством приказа стало исключение “из-под надзора” СРО объектов, не относящихся к капитальному строительству: коттеджей, гаражей и т.п.
Несовершенство действующего перечня надо было исправлять. В начале 2010 года вступает в силу приказ Министерства регионального развития № 480 от 21.октября 2010 года “О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 года N 274 “Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”.
В соответствии с этим приказом в Перечень видов работ, на которые необходимо получать допуски СРО в строительстве, были включены виды работ по осуществлению строительного контроля застройщиком и организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком.
10 ноября 2009 года на Всероссийском Съезде саморегулируемых организаций в области строительства была принята резолюция о создании Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве. Президентом НОСТРОЙ был выбран Ефим Владимирович Басин, который возглавляет эту организацию и по сей день. Национальное объединение активно включилось в законотворческую деятельность. Были объявлены общественные слушания, касающиеся доработки и улучшения перечня.
Новый список работ с принципиально новым подходом был опубликован в приказе Министерства регионального развития N 624 от 15 апреля 2010 года “Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”, зарегистрирован в Минюсте 15 апреля 2010 года и вступил в силу 1 июля 2010 года.
В новом законе были исправлены ошибки и недочеты предыдущего. Виды работ изменились настолько кардинально, что потребовалась полная замена выданных ранее свидетельств о допусках, которые оставались действующими до 1 января 2011 года. Трудности перехода от старого перечня к новому должно было решить Письмо заместителя Министра регионального развития Российской Федерации № 24099-РП/08 от 15.06.2010 года "О соответствии видов работ, отнесенных Минрегионом России к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Одним из ключевых моментов в истории строительных СРО стала дифференциация минимально необходимых требований к организациям, выполняющим работы на обычных объектах капитального строительства и на объектах, являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными.
Требования к соискателям для вступления в СРО
Минимальные требования к строителям гражданских объектов отражены в статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ. Минимальные требования для работающих на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах были зафиксированы в Постановлении Правительства РФ N 48 от 3 февраля 2010 года “О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов”. Эти требования были объективно завышены, так для выполнения лишь одного вида работ организации требовалось иметь в штате не менее 21 строителей, обладающих соответствующим образованием, опытом и знаниями. Минимальное число работников рассчитывалось по определенным формулам, было привязано к количеству видов работ и доходило до нескольких тысяч человек.
Требования были значительно ослаблены в Постановлении Правительства N 207 от 24 марта 2011 года “О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов”, заменившем одиозные требования. Уникальные объекты были исключены из перечня объектов с повышенными требованиями. Была выделена отдельная группа объектов атомного строительства. Требования к компаниям, выполняющим на них строительные работы, остались примерно такими же высокими. Квалификационный состав работников организаций, выполняющих работы на особо опасных и технически сложных объектах, был значительно снижен и стал более-менее соответствовать запросам строительного сообщества.
В связи с введенной дифференциацией объектов капитального строительства форма свидетельств о допуске в очередной раз перестала соответствовать требованиям законодательства. Исправить эту ситуацию должен Приказ Ростехнадзора N 356 от 5 июля 2011 года “Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”. В соответствии с ним все ранее выданные допуски должны быть приведены в соответствие с утвержденной формой в срок до 1 января 2013 года.
Проанализировав историю становления саморегулирования в строительстве (СРО строителей) на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что реформа удалась.
Национальное объединение строителей оказалось жизнеспособной структурой, претворяющей в жизнь запросы и устремления строительного сообщества. Конечно, существует несколько негативных примеров СРО строителей, видящих свою роль в зарабатывании денег на выдаче бумажек, но в целом можно с уверенностью сказать, что саморегулируемые организации справляются со своими обязанностями. В большинстве из них налажен оперативный контроль за деятельностью своих членов. Ряд СРО в строительстве превратился в партнерства единомышленников, которые обмениваясь опытом, профессиональными знаниями и объемами работ, помогают друг другу выживать и процветать в нашем сложном мире.