8 800 775-83-14
Бесплатно для всей России

Законодательство о саморегулировании в сфере строительства: очередные изменения

Саморегулирование в сфере строительства ожидают очередные изменения в основополагающих законах – Градостроительном кодексе и Федеральном законе “О саморегулируемых организациях”. В марте 2013 года Государственная Дума РФ вновь вернулась к обсуждению поправок в законодательные акты, регламентирующие деятельность СРО. 4 марта 2013 года был рассмотрен и принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Законопроект направлен на противодействие «коммерциализации» саморегулируемых организаций и упорядочение деятельности СРО. Документ формирует целый ряд механизмов контроля и надзора за СРО, а также вводит дополнительные положения, регулирующие процедуры документооборота в организациях. В частности, законопроект устанавливает требование о постоянном хранении в саморегулируемой организации дел членов СРО и определяет, какая информация должна содержаться в данных делах. Кроме того, возникает норма, согласной которой документы и изменения в них, принятые общим собранием членов СРО, в срок не позднее чем через три дня после их принятия подлежат размещению на сайте саморегулируемой организации и направлению на электронном и бумажном носителях в орган надзора за СРО. Документ вообще во многом перекликается с законопроектом, направленным на повышение информационной открытости СРО. Так, предполагается дополнить одну из статей ГрК такими строками: «все сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, должны быть доступны на сайте такой организации в сети «Интернет» для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы». Также законопроект содержит статьи о контроле за деятельностью СРО. Например, предлагается разрешить органу надзора за саморегулируемыми организациями привлекать к проведению проверок СРО представителей Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида. Наконец, в документе перечислены поправки, устанавливающие минимальную численность состава коллегиального органа управления саморегулируемой организации и указывающие основания для обращения в арбитражный суд с требованием об исключении организации-нарушителя из государственного реестра саморегулируемых организаций. На рассмотрении в Государственной Думе РФ, в ожидании второго чтения находится законопроект № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций», который предусматривает внесение поправок в закон “О саморегулируемых организациях”. Данный законопроект обязывает СРО размещать весьма обширный перечень сведений в открытом доступе на собственном сайте в сети Интернет, а именно: электронную копию реестра членов СРО; электронную копию стандартов и правил, а также внутренних документов СРО; информацию о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов; условия членства в СРО; решения, принятые общим собранием членов СРО и постоянно действующим коллегиальным органом управления; информацию об исках и заявлениях, поданных в суды; информацию о способах и порядке обеспечения имущественной ответственности членов СРО; о составе и стоимости имущества компенсационного фонда; об аттестации членов СРО или их работников; электронную копию плана проверок, а также информацию о проверках за два предшествующих года; годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение в отношении указанной отчетности. Статья 7 законопроекта также предполагает, что каждая СРО будет вести реестр членов и значительная часть информации из такого реестра будет в обязательном порядке доступна на интернет-сайте организации, например: регистрационный номер и дата регистрации члена СРО в реестре; сведения, позволяющие идентифицировать члена СРО; перечень регистрационных сведений о члене СРО в зависимости от организационно-правовой формы – физическое лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо; сведения о соответствии условиям членства в СРО; об обеспечении имущественной ответственности члена СРО; о результатах проведенных проверок члена СРО и фактах применения дисциплинарных и иных взысканий; о случаях привлечения членов СРО к ответственности за нарушение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов; иные сведения, предусмотренные саморегулируемой организацией. Очевидно, что новые обязанности по ведению подобных реестров, своевременному их обновлению и уведомлению надзорных органов о вносимых изменениях заметно увеличат административную нагрузку на саморегулируемые организации. Нельзя не упомянуть и о внесенном Сахалинской областной Думой проекте поправок в Статью 4 закона №315-ФЗ. В законопроекте предлагается расширить круг полномочий саморегулируемых организаций, предоставив им право осуществлять контроль предпринимательской или профессиональной деятельности на основании обращений членов своих организаций или технического заказчика, принимать участие в планировании указанной деятельности, в том числе при планировании, подготовке и проведении торгов, исполнении государственных и муниципальных контрактов. Генеральный директор СРО НП «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев комментирует возможные изменения в законодательстве о саморегулировании следующим образом: «Последние законодательные инициативы в области саморегулирования, рассматриваемые Думой, направлены на упорядочение деятельности СРО. Общее их направление вполне понятно и ожидаемо, однако по отдельным аспектам возникают закономерные вопросы. Частичное дублирование и разночтения в нормах, предлагаемых к внесению в Градостроительный кодекс и закон «О саморегулируемых организациях», очевидно, будет противоречить выполнению тех задач, на которые ориентированы сами законопроекты. Существуют и слишком общие моменты, допускающие вольную трактовку. Наконец, объем требований по администрированию саморегулируемыми организациями информации, подлежащей раскрытию, подразумевает значительное увеличение нагрузки на добросовестные СРО. Будут ли эффективны подобные меры в контексте борьбы с «коммерческими СРО», вопрос до сих пор открытый и заслуживающий более широкого обсуждения». Источник: Энерго­Ньюс
22 апреля 2013 г.