8 800 775-83-14
Бесплатно для всей России

Кому и зачем нужно саморегулирование

В мировой практике институт саморегулирования считается одной из наиболее эффективных форм защиты интересов предпринимателей и потребителей. В отличие от общественных объединений, которые могут лишь призвать власти к диалогу, к мнению саморегулируемых организаций чиновники должны прислушиваться «по закону». Например, в обязательном порядке направлять на экспертизу в СРО нормативные акты и законодательные проекты. В свою очередь СРО берут на себя функции чиновников: они устанавливают правила поведения на рынке, разрабатывают внутренние стандарты деятельности, механизмы контроля за их соблюдением, лишают права профессии тех, кто не выполняет эти стандарты. При этом СРО экономически не зависимы от власти, так как сами себя финансируют за счет членских взносов. Таким образом, государственная машина разгружается, и степень давления ее на предпринимательскую среду снижается. Государство начало постепенно отказываться от регулирования отдельных видов бизнеса с 2002 года. На первом этапе это были услуги, связанные с консалтингом: нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие, оценщики. И каждый раз процесс перехода, создания профессиональных стандартов шел болезненно: с одной стороны, чиновники не хотели отдавать власть, с другой — бизнес был не готов ее взять. Возникшие на просторах России в конце нулевых, после принятия Федерального закона от 1.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», СРО все увереннее внедряются во все сферы жизнедеятельности. Так, на сегодня существуют СРО строителей, проектировщиков, аудиторов, управляющих компаний, кредитных кооперативов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и много других. Институт СРО создается даже в области пожарной безопасности (СРОПБ). Его появлению во многом способствовал ряд трагических случаев, в том числе пожар в клубе «Хромая лошадь». Основной его целью является создание условий, при которых ответственность за пожарную безопасность будет нести не государство, а организации, работающие в данной отрасли. Механизм СРО снижает коррупционную емкость, ведь всем известно, что чиновники при принятии решения не всегда руководствуются исключительно общественными интересами, которые они призваны защищать. Таким образом, на рынок попадают недобросовестные компании. Отсюда, например, в строительстве было множество исков обманутых дольщиков, затягивание сроков сдачи объектов, ненадлежащее качество строений и так далее. Бизнесу в рамках СРО разрешено разрабатывать и устанавливать правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности, контролировать их выполнение, проводить плановые и внеплановые проверки, а также привлекать к ответственности недобросовестных участников. Максимальная мера наказания - исключение. И как следствие – запрет заниматься деятельностью на рынке без членства в СРО. Основная идея СРО — переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. Источник: Finam.info
4 июня 2013 г.