8 800 775-83-14
Бесплатно для всей России

Рост производства строительной, дорожно-строительной и специальной техники

Производители строительной, дорожно-строительной и специальной техники получили шанс на лавинообразный рост производства, и пока им удается его использовать. Но уже сейчас они нуждаются в государственной защите российского рынка от аналогичной продукции китайских компаний

Несмотря ни на что, объемы строительства — и жилья, и дорог, и промышленных объектов — в России не уменьшаются. А вот поставки западной техники, по объективным причинам превалирующей в парке строителей и дорожников, с марта упали почти до нуля. И «чисто западной», и локализованной. Та же, что находится в эксплуатации, пока жива и в порядке, но ее обслуживание кардинально усложнилось: запчасти подорожали, срок их доставки вырос с обычных трех недель до двух‒четырех месяцев. А через несколько лет неизбежно встанет вопрос или замены, или «тяжелой формы ремонта».

Как рассказали «Эксперту» в группе ВИС, которая занимается строительством инфраструктурных объектов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, в ее распоряжении находится более 400 единиц техники, и 321 из них — иностранного производства. Часть техники, в том числе импортной, взята в лизинг. Контракты на лизинг и сервис продлены до 2024 года. Обслуживание импортной техники и ее текущий ремонт выполняются собственными силами. Как говорят в компании, пока проблем с поставками запчастей нет, однако сроки поставок оригинальных запчастей увеличились в разы — с одного до трех-четырех месяцев. В связи с этим компания ищет возможности их замены на аналоги из Китая или Кореи. В группе ВИС отмечают, что пока ее потребности в строительной технике закрыты и покупка новой не планируется. Когда же такая необходимость возникнет, будет рассматриваться приобретение как отечественной спецтехники, так и техники корейских и китайских производителей.

Схожая ситуация и у других крупных компаний, имеющих собственный парк специальной техники: необходимости в немедленном обновлении парка пока нет, она появится спустя несколько лет. Другое дело — приобретение новой спецтехники в связи с расширением фронта строительных работ: здесь уже понятно, что купить европейские машины вряд ли получится.

Производители западной техники, как правило, недовольны создавшимися условиями и пытаются решить проблему проникновения на российский рынок через бэдж-инжиниринг, то есть, грубо говоря, поставляя свою же технику из Китая и под китайской маркой. Тем не менее можно сказать уверенно: рынка специальной техники в том виде, что был еще год назад, больше нет.

По данным Министерства промышленности и торговли, за девять месяцев этого года объемы отгрузок отечественной спецтехники выросли до 47,2 млрд рублей, это на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Что касается импортной техники, то в Минпромторге отмечают переориентацию поставок специализированной техники с европейского рынка на продукцию из стран Азии. При этом импорт спецтехники по итогам восьми месяцев снизился в денежном выражении на 5,9%.

И рискнем предположить, что по итогам года эти цифры только вырастут. В первые три месяца мы получили сильнейший всплеск продаж импортной техники. Так, у экскаваторов Komatsu в первом квартале был рост на 72% относительно аналогичного прошлогоднего периода. Первая причина — инвестиционная. По словам одного из участников рынка «скупали впрок, опасаясь финансового кризиса», а затем и подавно «мели все, что на складах», и тоже впрок. Затем — обвал, причем падение продаж отечественной техники из-за прекращения поставок комплектующих было едва ли не сильнее, чем отгрузки со складов западной техники. А потом, с середины лета, в каких-то секторах производства спецтехники началось медленное восстановление, а в каких-то и быстрый нагоняющий рост.

Влияние дефицита западной техники, вызвавшее всплеск продаж отечественной, налицо. А потому при близком, позаводном и посегментном, рассмотрении мы видим существенное — и нарастающее в последние месяцы — увеличение производства бульдозеров, кранов, катков и другой спецтехники. Ставятся на производство и новые виды и типы продукции, хотя и с отставанием от графиков. «Тонар», «Промтрактор», Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), Петербургский машиностроительный завод (ПМЗ) — все дружно заявляют, что этот год для них будет рекордным.

То, что рынок спецтехники имеет серьезный потенциал, косвенно подтверждает тот факт, что на него намерена выйти госкорпорация «Ростех». Об этом ее глава Сергей Чемезов заявил в интервью «Ведомостям». «Сейчас мы готовим масштабный проект по дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной технике. Будем производить и поставлять свое», — сказал он.

В «Ростехе» считают, что с уходом иностранных производителей специальной техники эту нишу займут российские машиностроительные компании, в том числе из периметра госкорпорации. Там отметили, что для «Ростеха» этот сегмент не нов: ряд его дочерних организаций в нем уже работают. В частности, «Высокоточные комплексы» выпускают снегоболотоходы, асфальтные и дорожные катки, уплотнители бытовых отходов, сельскохозяйственную технику и мини-погрузчики различной грузоподъемности под маркой ANT. Предприятия «Ростеха» также производят сельхозтехнику и различное дополнительное оборудование к ней.

Отметим, что КамАЗ, где «Ростех» владеет пакетом в 47,1% акций, разрабатывает карьерные самосвалы, в том числе шарнирно-сочлененные, и даже показывает прототипы на выставках. Вот только за это время «Тонар» уже начал производство первой товарной партии сразу двух моделей, на 35 и 45 тонн груза, лишний раз показывая преимущества «настоящего» капитализма с превалирующей частной инициативой. Увы, хозяин и основатель «Тонара» Юрий Вайнштейн скончался 28 сентября, и остается надеяться, что смерть главного «двигателя» предприятия не скажется на темпах развития компании.

Радикально, почти в полтора раза, увеличит продажи в этом году чебоксарский «Промтрактор» (торговая марка «Четра»), давний производитель бульдозеров тяжелого класса. Широчайшая гамма бульдозеров и трубоукладчиков на их базе — основа гаммы «Четра» и сейчас, но теперь она дополнена и колесными машинами, включая коммунальные. Вопросами импортозамещения здесь озадачены более восьми лет: по основным агрегатам выпускаемой на заводе технике еще до весны потребителю предлагались два-три варианта от разных производителей, включая и отечественных. Скажем, на бульдозерах двигатели ЯМЗ или Cummins, остальные узлы и агрегаты практически все (кроме гидросистемы) собственного производства.

Полная версия статьи

 

9 ноября 2022 г.