8 800 775-83-14
Бесплатно для всей России

Что ждет экспертизу промышленной безопасности?

Главный вопрос для экспертных организаций – что будет с экспертизой промышленной безопасности в отношении зданий и сооружений, и технических устройств в условиях изменяющегося законодательства?

Эксперты "Протос Групп" проанализировали для вас изменения и новости законодательства промышленной безопасности.

Что ждет экспертизу промышленной безопасности? 

Сфера экспертизы промышленной безопасности уже давно является одной из излюбленных для внимания российских законотворителей. Ранее изменились требования и система аттестации экспертов, которые непосредственно работают на передовой в обеспечении безопасности и оценивают остаточные ресурсы и пригодность использования зданий и сооружений, а также технических устройств для опасных объектов.

Только страсти улеглись, как на горизонте появился вопрос возможной отмены экспертизы промышленной безопасности для зданий и сооружений и технических устройств.

Однако новый регламент лицензирования деятельности в области экспертизы промышленной безопасности, который будет действовать до 1 января 2027 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г №1477) определил виды объектов лицензирования идентично старому Регламенту (Постановление Правительства от 04.07.2012 года №682).

Лицензируемая деятельность предусматривает выполнение в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следующих работ (оказание услуг):

  • проведение ЭПБ документации на консервацию, ликвидацию ОПО;
  • проведение ЭПБ документации на техническое перевооружение ОПО в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
  • проведение ЭПБ технических устройств, применяемых на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • проведение ЭПБ зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
  • проведение ЭПБ декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в
  • проведение ЭПБ декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;
  • проведение ЭПБ обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО.

Однако 12 октября 2020 года зарегистрирован «Проект О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах».

В основании для разработки проекта акта указано, что «Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах» разработан во исполнение пункта 5 подраздела «Сокращение издержек на выполнение избыточных требований в сфере промышленной безопасности» раздела 5.3. «Улучшение делового климата» Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г. (протокол № 36, раздел VII) № П13-60855 от 2 октября 2020 г.».

По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО НК «РуссНефть», АО «Зарубежнефть», АО «ВМЗ», АО «Мосводоканал», ФАУ «Главное управление государственной экспертизы», не содержащие замечаний и предложений в отношении проектируемого регулирования, а также позиции ООО «СИБУР», ПАО «Лукойл», ‎ООО «Иркутская нефтяная компания», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «КАМАЗ», ООО «Афипский НПЗ», ООО «Марийский нефтеперерабатывающий завод», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ПАО «Мечел», АО «Апатит», ПАО «Т Плюс», ПАО «НК «Роснефть», содержащие замечания в отношении проектируемого регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).

Минэкономразвития России концептуально поддерживает цель проектируемого регулирования, заключающуюся в сокращении издержек на выполнение избыточных требований в сфере промышленной безопасности, однако проектируемые методы достижения указанной цели могут не позволить достичь предполагаемого эффекта. Так, проектом акта ужесточаются требования в периодичности проведения технического диагностирования ТУ, устанавливаются ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере промышленной безопасности требования к специалистам, осуществляющим техническое диагностирование ТУ ‎и обследование технического состояния ЗиС.

В текущей редакции проекта закона экспертиза промышленной безопасности сохраняется в следующих случаях.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, до начала его применения оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Техническое диагностирование проводится в следующих случаях:

Если иное не установлено техническим регламентом, эксплуатация технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, не допускается без проведения его технического диагностирования (за исключением случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта):

  • при достижении установленных разработчиком (изготовителем, проектировщиком) технического устройства срока службы или назначенного ресурса такого технического устройства;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы или назначенном ресурсе такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после инцидента, аварии, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
  • по истечении срока службы или назначенного ресурса, установленного предыдущим решением, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

Решение о возможности эксплуатации технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, в случаях, указанных в абзацах втором – шестом пункта 2 настоящей статьи, принимается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо руководителем обособленного структурного подразделения такой организации в письменной форме или в форме электронного документа с учетом результатов технического диагностирования такого технического устройства.

Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока их эксплуатации, установленного проектной документацией, а также по истечении срока, установленного предыдущим решением о возможности их эксплуатации, принимается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо руководителем ее обособленного структурного подразделения в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, с учетом результатов обследования технического состояния зданий и сооружений.

Также законопроект определяет действие удостоверений экспертов и дает им возможность проведения техническое диагностирование технических устройств, а также обследование зданий и сооружений ДО дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Ориентировочный срок вступления в силу на текущий момент определен 1 января 2022 года, однако на данный момент много рекомендаций, которые еще не изменены автором, хотя определены как избыточные, например, требование для специалиста по обследованию технического состояния зданий и сооружений наличия сведений о включении в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий, предусмотренный статьей 55.5-1 ГрК РФ.

Согласно пункту 15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания – изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» определены виды работ по инженерным изысканиям, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» определены виды инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При указанных условиях инженерные изыскания связаны с территориями и земельными участками в их пределах, а среди видов инженерных изысканий отсутствует оценка и определение фактического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации ЗиС. Таким образом, проектируемые требования к специалисту по обследованию технического состояния ЗиС представляются избыточными и необоснованными.

Какой вывод можно сделать?

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений, а также технических устройств полностью не отменяется, как минимум до 2027 года, сокращается список возможных причин для проведения экспертизы промышленной безопасности, однако наверняка до 1 января 2022 года и экспертизу промышленной безопасности, и техническое диагностирование ТУ, а также обследование зданий и сооружений аттестованные эксперты проводить вправе.

Более 17 лет мы оказываем услуги в области промышленной безопасности и готовы проконсультировать вас по всем сопутствующим вопросам, а также помочь подготовить экспертов к аттестации в Ростехнадзоре.

21 января 2021 г.