С 9:00 до 18:00

+7 (499) 258-01-10

Новый порядок исключения СРО из государственного реестра: поспешное принятие и его результаты

В конце уходящего года, а именно 31 декабря, Минстроем РФ был утвержден № 643/пр, регулирующий процедуру исключения СРО из реестра (с его полным текстом можно ознакомиться, перейдя по ссылке). В частности, основным вопросом, который затронул этот документ, стало взаимодействие во время данной процедуры между Всероссийским объединением Нострой и исключаемой саморегулируемой организацией. Утверждение данного приказа вызвало самые противоречивые оценки экспертов, которые практически сразу после его обнародования обнаружили в нем целый ряд существенных недоработок. Более того, некоторые специалисты совсем не безосновательно связывают несколько неожиданное решение Министерства строительства и ЖКХ с личными взаимоотношениями замминистра Юрия Рейльяна с Ностроем. Не будем доверять непроверенным слухам, а просто рассмотрим, в чем заключаются основные изъяны поспешно утвержденной процедуры, опираясь на реальные факты.

Процедура перечисления средств из компенсационного фонда: "букет" нерешенных вопросов

Основным "камнем преткновения" в новоиспеченной процедуре стал процесс перечисления средств исключенной из государственного реестра СРО в Нострой и последующей передачи этих средств в новую саморегулируемую организацию, в которую переходят участники. По данному направлению аналитики выявили больше всего недоработок. При этом если основная их часть просто может вызвать недоразумения и неправильные толкования, то некоторые из этих недочетов могут быть умышленно использованы недобросовестными представителями компаний и организаций с целью уклонения от выполнения требований Нострой и даже для элементарного присвоения денег. Приведем самые очевидные изъяны, обнаруженные экспертами в новом приказе:

  1. При исключении СРО из госреестра средства из компфонда перечисляются на счет Нострой. На первый взгляд, все логично и понятно. Однако на практике далеко не все саморегулируемые организации сохраняют активы в денежном эквиваленте. Таким образом, в новой процедуре просто отсутствует информация о том, как поступать с депозитными средствами, недвижимости и поручениями банков-банкротов. Попросту говоря, все перечисленные формы активов фактически остаются собственностью исключенной СРО.
  2. Специфика условий партнерства между СРО и управляющей компанией, при которых часть средств или весь компфонд находится в распоряжении второго участника отношений. В новой процедуре не учтен данный вариант хранения активов и не прописаны требования к управляющей компании на перечисление средств в Нострой. То есть, как и в предыдущем случае, средства останутся у исключенной СРО, являющейся пайщиком.
  3. Переведенные на счет Настрой средства должны попасть в компфонд новой СРО не позднее двухдневного срока (речь, конечно же, идет только о рабочих днях). При этом разработчики проекта приказа по странной случайности забыли добавить одно короткое, но достаточно важное слово "все". Попросту говоря, представители исключенной СРО могут перечислить на счет Нострой какую-либо часть средств из своего компфонда, а те, в свою очередь, просто обязаны осуществить следующую транзакцию за два дня, не имея времени на выяснение того, где "застряла" остальная сумма.

Здесь приведены только несколько явных существенных недочетов, которые могут быть легко использованы опытными юристами с целью вполне легального, с точки зрения данного приказа, уклонения от возврата средств из компенсационного фонда. Безусловно, в новом документе имеется целый ряд положительных моментов, однако уже сейчас можно смело утверждать, что он требует неотложной доработки. Пока же, можно только предположить, что в ближайшее время многие нестабильные СРО станут активно переводить свои активы из реальных денег в другие формы.