С 9:00 до 18:00

+7 (499) 258-01-10

Законопроект, изменяющий ситуацию в саморегулировании, подписан: поправки сделаны, поправок больше нет

После продолжительных обсуждений и споров, нередко переходящих в конфликты, "долгоиграющий" законопроект о поправках в ГрК РФ был, наконец, одобрен Госдумой во втором чтении в конце июля 2016 года, после чего президент страны подписал этот документ. Таким образом, уже с 1 июля следующего года система саморегулирования в области строительства будет подвергнута глобальной реконструкции. 

Напомним, что данная реформа вызвала довольно неоднозначные суждения среди представителей самых различных инстанций, включая самих представителей СРО. В процессе обсуждений первоначальный текст законопроекта претерпел достаточное число изменений. Некоторые из них оказались шагами навстречу пожеланиям противников проекта, другие, напротив, еще больше усилили негативное отношение к документу. Так или иначе, но поставленная президентом подпись, окончательно расставила все точки над "i". Поэтому все вопросы, которые остались в несколько "зависшем" состоянии, теперь, скорее всего, так и останутся нерешенными. Здесь же предлагается обзор тех пунктов, которые четко обозначены в новом законе, и благодаря которым уже в ближайшее время система строительного саморегулирования должна будет полностью преобразиться.

Основные положения закона

С целью усиления борьбы с коррупцией и недобросовестной конкурентной борьбой (именно такая формулировка была использована разработчиками законопроекта) правительством было принято решение о внесении следующих ключевых изменений в функционирование системы саморегулирования строительной отрасли (подчеркнем, что здесь будут выделены только самые значимые моменты):

  • Новые требования к обязательному членству в СРО. Согласно принятому закону, такая обязанность снимается с муниципальных и государственных учреждений, что, по мнению оппонентов внесенных поправок, является прямой угрозой честной конкурентной борьбе. Этот пункт оказался самым спорным в документе, и вполне вероятно, что уже в ближайшее время он будет пересмотрен. В частности, предлагается акционирование унитарных предприятий в сфере ЖКХ, которые автоматически выведетГУПы и МУПы из системы.
  • Региональная принадлежность СРО. По новым правилам строительная компания или организация будет иметь возможность вступить только в СРО по своему региону. Таким способом, разработчики законопроекта рассчитывают способствовать развитию региональных саморегулируемых организаций, которые нередко страдают из-за массового оттока претендентов на вступление, выбирающих более выгодные условия представителей столицы и СПб. Однако этот пункт также может проявить "побочный" эффект. Как считают многие эксперты, при тех условиях, которые ожидают СРО после реформы, в некоторых регионах смогут остаться на плаву только 1-2 организации, что автоматически сделает их монополистами.
  • Запрет на уплату взносов в компфонд третьими лицами и вступление в СРО в рассрочку. Эта мера принята с целью пресечения отмывания денег, а также недопущения членства в СРО компаний, чья материально-техническая база не соответствует установленным требованиям. Опять же, данный пункт имеет "обратную сторону медали". Речь идет о практически полном закрытии большого строительства для новичков, которые не будут в состоянии внести необходимые стартовые взносы. При этом в проекте предполагается организация второго компфонда для СРО, который серьезно отразится на финансовом состоянии многих компаний с солидным потенциалом.


Еще раз подчеркнем, что здесь были отмечены только самые важные положения принятого закона. Как видно даже из небольшого обзора, далеко не все так гладко, как это преподносят его разработчики. Однако время может внести свои коррективы, и будем надеяться, что в целом система саморегулирования в стране изменится в лучшую сторону.